Представьте, что вы приобрели моторную лодку или катер и вам нужен якорь весом 5-20 кг. Если вы попытаетесь снабдить свое судно сделанным по чертежам Холла якорем соответствующего веса, то скоро убедитесь, что толку от такого якоря будет немного. Здесь гораздо лучше подойдет якорь-кошка или маленький адмиралтейский якорь, что применяют на шлюпках, - так называемый дрек. Оказывается, якоря типа Холла обычно не используются в весовых категориях ниже 50 кг. Холловский якорь весом даже 200 кг держит относительно своего веса намного хуже, чем такой же якорь весом 2 т. Здесь сказывается масштабный эффект.

Корабелы Западной Европы, проектируя буксиры, небольшие транспортные и промысловые суда, избегают применять якорь Холла, когда нужен якорь весом менее полутонны. В этих случаях они отдают предпочтение так называемому “клип-анкеру” (рис. 1) - якорю облегченной конструкции, предложенному еще в начале нашего века английским инженером Гриффином.

Якорь "Клип-анкер"

рис.1 Якорь "Клип-анкер"

В настоящее время за рубежом применяется не менее десятка вариантов “клип-анкеров” весом 50-100 кг. Они с успехом используются и на речных судах. Почти все самоходные баржи ФРГ, Голландии, Бельгии и Франции снабжены “клип-анкерами”.

Правильный выбор того или иного типа якоря для проектируемого судна небольшого тоннажа - очень важный вопрос. Нередко проектировщик, выполняя в своих расчетах все нормативы Регистра, оказывается не в состоянии сделать якорное устройство судна достаточно легким. И не всякому корабелу приходит на ум отказаться от традиционного и, по мнению многих, универсального якоря Холла и принять более новую конструкцию якоря повышенной держащей силы, что иногда позволяет уменьшить вес якоря вдвое.

Когда у нас проектировали судно на подводных крыльях “Спутник”, подсчитали, что суммарный вес eго двух традиционных становых якорей составляет 630 кг. В результате замены типа якоря удалось обойтись всего одним якорем повышенной держащей силы весом 125 кг, а вместо 200 м якорной цени калибром 20 мм и весом 1760 кг применяли стальной трос длиной 125 м, диаметром 14 мм и весом всего 85 кг. Этого, как показала практика, оказалось вполне достаточно.

За рубежом большие спортивные суда, крейсерские яхты и прогулочные катера с ручным якорным устройством снабжаются якорями Нортхилла,Дэнфорта, Бекера и “CQR”. На судах с механическим якорным устройством находят применение якоря облегченной конструкции, изображенные на рис. 2

Эти якоря выпускаются в малых весовых категориях

Рис.2 Эти якоря выпускаются в малых весовых категориях

Заслуживает внимания конструкция якоря “Антей” для спортивно-туристских судов водоизмещением от 1 до 5 т, разработанная в 1970 г. мастером спорта СССР Г. Малиновским (рис. 3).

Якорь состоит из двух основных частей: веретена и лап, составляющих одно целое. Отливки для якоря весьма просты и не требуют для обработки квалифицированной рабочей силы. Практически якорь можно собрать сразу же после зачистки облоя с отлитых деталей. 

Конструкция якоря Малиновского предусматривает его использование на грунте, загрязненном корчами и топляками, без опасения оставить его на дне. Если якорь заберет “намертво” и при попытке вытащить его на судно буйреп оборвется, то следует, изменив направление тяги якорного каната, резко за него дернуть. При этом шпильки, являющиеся ограничителями угла отгиба лап, срежутся и веретено откинется на 150° по отношению к плоскости лап. После этого якорь легко вытащить. Срезное усилие шпилек, которые в корпусе лап держатся на резьбе, определяется их диаметром. К якорю прилагается комплект шпилек различного диаметра.

Эксплуатация опытной партии якорей Малиновского весом 14 кг за время двух спортивных сезонов показала их полную практическую пригодность.

Якорь "Антей" Малиновского

Рис.3. Якорь "Антей" Малиновского

Как правило, на самых малых судах, скажем, байдарках и различных весельных лодках, якорей нет. А если в них и возникает необходимость, владельцы обычно поступают, как их далекие предки, - привязывают к веревке камень. Но тем не менее за последние годы, с возросшими эстетическими требованиями владельцев “москитного флота”, на свет появилось множество конструкций оригинальных якорей для самых малых судов. На надувных резиновых судах, где опасно пользоваться кошкой, применяют небольшие грибовидные якоря (рис. 4). Минимальный вес такого миниатюрного “гриба” - семь фунтов. Отверстия в его шапке способствуют засасыванию якоря в жидкий ил. 

Якорь-гриб весом 7 фунтов

Рис.4. Якорь-гриб весом 7 фунтов

Для использования на плотном песчаном грунте можно применить другой грибовидный якорь (рис. 5). Вообще ему больше подходит название якорь-зонт. Он легок и отлично держит. 

У нас в стране также появилась конструкция одного из вариантов грибовидного якоря (рис. 6). Ее предложил в 1965 году советский изобретатель Е. Левин. Этот якорь можно назвать якорем-колоколом. Он прост в изготовлении и пригоден для твердых грунтов.

Необычен по принципу действия якорь-обруч, изображенный на рис. 7.  Его запатентовал в 1947 году американец Томпсон. Конструкция предельно проста. Стальной прут изогнут в виде восьмерки и сварен в стыке. Это как бы веретено и одновременно шток якоря. По диаметру большого кольца укреплен стальной стержень, к которому приварена согнутая под углом примерно 45° стальная полоса. Это лапы якоря. Трос крепится к малому кольцу “восьмерки”. Обруч может упасть на любую из двух сторон. При протаскивании под действием натяжения троса нижняя лапа зарывается в грунт, а верхняя, упираясь в край обруча, ограничивает ее разворот. Такой якорь прост в изготовлении. Он неплохо держит, и его можно использовать дли зачаливания за врытый на берегу кол.

Якорь-зонт, Якорь-колокол, Якорь-обруч

Рис.5, Рис.6, Рис.7. Якорь-зонт, Якорь-колокол, Якорь-обруч

 Оригинален так называемый “плоский якорь”, рассчитанный на использование на песке и иле (рис. 8). Одно время он применялся на английских гидросамолётах.

 

Плоский якорь

Рис.8. Плоский якорь

Среди конcтpукцйй облегченных якорей особое место занимают якоря с одной поворотной лапой. Сейчас уже трудно утверждать, кто первый предложил эту идею. Англичане говорят, что однолапый якорь изобрел некий Пайпер, когда ел курицу. В Англии, как и в других странах, до сих пор бытует поверье о так называемой “кости исполнения желания - небольшой куриной косточке, имеющей V-образную форму. Именно эта кость якобы и натолкнула англичанина Пайпера на мысль о V-образном веретене якоря. Известно, что в 1821 году Пайперу выдали патент на якорь с раздвоенным веретеном и одной рабочей лапой. Сейчас никто не помнит, каково было устройство поворотной лапы этого якоря, но спустя 150 лет он был вновь запатентован в США неким Hypсом (pиc. 9).

Заслуживает внимания однолапый якорь советского инженера В. Пономарева, изобретенный в 1953 году (рис. 10). Он состоит из рамы в форме равнобедренного треугольника, основанием которого является ось лапы. Для стабильности якоря на грунте лапа якоря имеет боковые рога с фланцами. Для обеспечения втягивания рамы в клюз центр тяжести лапы расположен ниже оси ее вращения. 

 

Веретено "куриная кость", Якорь Пономарева

Рис.9, Рис.10. Веретено "куриная кость", Якорь Пономарева

 Кроме того, весьма распространена вполне оправдавшая себя конструкция, изображенная на рис. 11. Это однолапый якорь Тайзака - автора многих оригинальных решений в области судовых устройств.

На принципе “куриной кости” было разработано немало оправдавших себя кострукций однолапых якорей.

Так, например, в 1935 году советский инженер В. Мацюк разработал конструкцию якоря облегченного типа. Веретено якоря было сделано в виде рамы, несущей на одной стороне широкую лапу, имеющую с каждой стороны по два ребра жесткости. Конструкция рамы и лапы сварная из стали. При небольшом весе якорь имеет значительную держащую силу. Он был задуман изобретателем для использования гидросамолетами и глиссерами в районах с мягким грунтом. Спустя год после появления якоря Мацюка за рубежом появилось несколько аналогичных конструкций. 

 

Однолапый якорь Тайзака

Рис.11. Однолапый якорь Тайзака